Ваш город Москва
Позвоните мне
пн–вс 10-19 / сб–вс 10-18

История стиля классицизм

История
Квартира
Классический

Классицизм – переосмысление традиций античности

Классицизм – художественный стиль в европейской культуре в XVII – XIX веках. Вдохновителем течения стали традиции античности, которые считались эталоном совершенства. Мировоззрение классицизма отражает стремление человека к красоте, простоте в содержании и форме.

Художественные стили, течения и школы сильно различаются в зависимости от времени, страны, других обстоятельств. Так, римский классицизм XVI века далек от аналогичного стиля в Европе, России XIX века или модерна рубежа XIX – XX веков.

Если присмотреться к разным течениям в архитектуре, искусстве, тенденциях в общественной жизни, то можно сделать вывод – везде заметно влияние Древнего мира. Однако традиции античности интерпретируются по-разному, актуальными становятся тенденции, важные в определенную эпоху. Наследие культуры Греции и Рима переосмысляется и реализуется в зависимости от реалий времени.

Классицизм в архитектуре и оформлении интерьера во Франции зародился при Людовике XIV. После смерти монарха интерес к классицизму в стране на некоторое время угас. Увлечение стилем снова вспыхнуло в конце XVIII века, причем интерес в Европе приходил волнообразно. На протяжении нескольких веков классицизм или почти полностью отвергался, или становился безусловным лидером.

Есть любопытный нюанс – несколько стилей могли развиваться параллельно. В частности, это касается классицизма и барокко, которые одновременно существовали на отдельном временном отрезке. Это при том, что они очень отличаются: буйство красок, эмоциональность барокко и лаконизм, строгость классицизма.

Примером может служить дворцы короля Баварии Людвига II. Монарх со сложным характером жил в середине XIX века. Загородная резиденция Херренкимзе возводилась в стиле необарокко, в подражание Версалю, поскольку Людвиг восхищался французским королем Людовиком XIV.

Особенностью стиля классицизма в архитектуре являются:

·        симметричная, пропорциональная композиция

·        понятные, немного аскетичные, четкие формы и геометрия

·        строгий, логический порядок, множество прямых линий

·        минимум декора. Если он используется, то источник вдохновения мастера ищут в античности, в природных мотивах

·        материалы – мрамор, кирпич, камень.

Немного скучноватый стиль строгого классицизма - это масштабные здания, монументальность, крупные формы, сдержанные украшающие элементы: колонны, ротонды, барельефы. Здание имеет, обычно, парадное крыльцо, дверь – в центре дома.

В России классицизм в архитектуре становится особенно популярным во время правления Екатерины II. Возводятся дворцы, загородные усадьбы, храмы, городские особняки. Иметь дом в стиле классицизма было престижным, как для аристократии, так и набиравшего силу купечества. Самые известные архитекторы – В.Баженов, М.Казаков, Д.Кваренги, А.Воронихин, Н.Львов.

В XIX веке становится актуальным неоклассицизм. Его отличие от принципов главного направления – более вольное обращение со стилем, почти игра в классику. Часто не акцентируется внимание на точности и проработке всех элементов, используются крупные детали.

Классицизм не забыт и в XXI веке. В проверенном веками стиле возводятся элитные гостиничные комплексы, жилые дома состоятельных людей.

Российские художники становятся модными в Европе

Классицизм – популярное направление в живописи XVII – XIX веков. Художники считали античное искусство источником вдохновение. Это при том, что картин из Древней Греции и Рима почти не сохранилось. Разве что роспись на вазах.

А вот образцы прекрасных скульптур были, в том числе, Венера Милосская, Ника Самофракийская.

В 1748 году началось исследование погребенного города Помпеи. Для художников эта находка была особенно ценная, поскольку обнаружились многочисленные фрески и настенные росписи.

Мастера эпохи классицизма брали в пример также живопись Возрождения. Но не мятежных художников (Микеланджело), а спокойных, умиротворенных (Рафаэль).

Классицизм и барокко – абсолютные антагонисты. В рассудочном, даже холодном, классицизме нет места экспрессии, эмоциям.

Власть во всех странах благосклонно относилась к мастерам, которые выбирали классический стиль. В отличие от романтиков с их стремлением к свободе. Картины, написанные в классическом стиле, прославляли культ разума, служение обществу. Было очевидным, что такие шедевры восхваляют абсолютную власть, в них разум доминирует над чувствами, простота над сложными мотивами.

Художественная манера строго регламентирована, в том числе, в плане построения изображения. Герои статичные, причем внешне совершенные, почти всегда – молодые и красивые. Естественности жизни в картинах мастеров найти невозможно. Классицизм не предполагает смешения простого с возвышенным, комичного с трагическим.

В излишне спокойных, лишенных чувств работах есть гармония, упорядоченность, четкие форма и линии. Тематика весьма ограничена, это только высокие и вечные сюжеты – мифология, религия. В классицизме есть место исключительно совершенным формам и сюжетам. А вот портрет, натюрморт, пейзаж считались «неприличными» для эпохи жанрами.

В XVII - первой половине XIX века самыми известными в Европе становятся французские живописцы. Эталонным было творчество Н.Пуссена, К.Лорена, Ш.Лебрена, Ж. – Л.Давида. Великие художники оказали несомненное влияние также и на правила интерьерных решений.

Великолепная в прошлом живопись Италии времен Ренессанса и Барокко, в эпоху классицизма утратила свои лидирующие позиции. Среди лучших мастеров можно назвать Л.Тьеполо, П.Батони. Самым известным из голландских художников все признавали Хонтхорста.

Безусловный рывок сделали русские мастера, их имена стали известны по всей Европе: Д.Левицкий, В.Боровиковский, О.Кипренский, К.Брюллов. Что удивительно для живописи классицизма, художники часто писали парадные портреты. В Европе под влиянием мастеров из России портрет переставал считаться непрестижным жанром.

Классический стиль в интерьере

Классицизм - это эстетическое направление в европейском искусстве XVII – XIX веков. Классическим стилем является более широкое понятие. В его основе лежат идеалы античности. Но также включает элементы других направлений оформления интерьера, в том числе, барокко, классицизма, ампира, маньеризма.

Классицизм в интерьере имеет отличительные особенности:

·        правильные пропорции оформления пространства, много прямых линий

·        расстановка мебели в определенном порядке, изготавливается из элитных пород дерева. Должна быть массивной, иметь богатый вид

·        сдержанная цветовая палитра, преимущественно, светлые и пастельные оттенки

·        потолок предпочтительнее белого цвета, что визуально увеличивает пространство

·        в декоре, лепнине используются растительные орнаменты и рельефы по античным сюжетам. Распространена установка копий античных фигур

·        освещение – массивные, роскошные люстры

·        зеркала – особая тема. Надо выбирать массивные, но с изысканным дизайном, в дорогой раме.

Классическая организация интерьера лучше смотрится в просторных помещениях с большими окнами.

Наука и эпоха Просвещения

XVII – XIX века – время бурное для Европы и всего мира. Среди самых эпохальных событий: революционные события в Англии, «Бостонское чаепитие» и провозглашение независимости США, Великая Французская революция, Наполеоновские войны.

Основными философскими направлениями эпохи становились рационализм и эмпиризм.

Сторонники рационализма (Спиноза, Декарт) считали главным источником знаний разум, мысли, идеи. Приверженцы эмпиризма (Бэкон, Локк) отстаивали другую точку зрения – знания возникают из наблюдений и опыта. Прежде люди пытались все события объяснить при помощи религии.

Знаменитая фраза: «Я мыслю, значит, я существую» приписывают Декарту, она передает основу философских воззрений мыслителя.

Бенедикт Спиноза продолжил и развил идеи Декарта, разделял познание на 3 рода. Ими являются мнение, разум, интуиция.

Великий Исаак Ньютон разбирался не только в физике, но пытался построить собственную философскую теорию. В ее основе – мысли о физических законах, объясняющих устройство мира. Он говорил – закон всемирного тяготения подтверждает, что вселенная, единое целое, управляемое общими и неизменными законами.

С середины XVII по начало XIX века в Европе были популярны идеи Просвещения. Эпоха связана с научной, общественной, философской мыслью.

В эпоху Просвещения наблюдался отказ от религиозного миропонимания, разум по учению мыслителей становился единственным критерием познания общества и человека. Огромное значение уделялось распространению и популяризации знаний. Французская просветительская литература (Руссо, Вольтер, Дидро и другие) имела несомненное влияние на вопросы политического и общественного характера.

Эллинизм

Эпоху просвещения можно сравнить с периодом Эллинизма (IV – I века до н.э.). Эпохи объединяет большое внимание к науке и искусству. Среди великих деятелей прошлого – Архимед, Евклид. Благодаря им и другим ученым теоретические научные знания находили практическое применение в строительстве, механике, оптике.

Велось строительство не только религиозных сооружений, но возводились общественные здания – библиотеки, дворцы, театры.

Передовые идеи распространялись на большие территории. Даже наблюдался оригинальный процесс: Рим политически покорил Грецию, а культура Греции властвовала в Риме.

Эллинское искусство вместе с армией Александра Македонского проникает в восточные государства. Там частично утверждались греческая система образования и образа жизни. На самом деле происходил удивительный процесс – синтез греческой и восточной культур.

В эпоху Просвещения моментом особого интереса к эллинизму стало обнаружение и раскопки Помпей. Были найдены удивительные предметы материальной культуры Древнего мира.

Различия между классицизмом и сталинским ампиром

Сталинский ампир по времени был непродолжительным, примерно с середины 30-ых годов XX века до середины 50-ых годов, очевидно влияние итальянской архитектуры.

Стиль пришел на смену модного в начале века конструктивизма. Конструктивизм стал не нужен набирающей силу власти в СССР, ведь мятежный архитектурный стиль прославлял перемены, движение.

Сталинский ампир имеет немало общего с модерном. Дело в том, что цель художественного течения – создание нового стиля на основе прежде существовавших, преодоление их эклектики.

Первым зданием сталинского ампира стал дом на ул. Моховой в Москве (архитектор И. Жолтовский). Построен в 1934 году.

Сталинский ампир должен был вызывать (и вызывал) уважение к советскому строю, демонстрировал уверенность, основательность, веру в победу советского строя и образа жизни.

Классицизм в архитектуре эпохи Просвещения и сталинский ампир имеют разные идеологические основы. Есть и другие отличия:

·        советские архитекторы работали в творческих мастерских под руководством ведущих мастеров

·        использовались менее дорогие, но качественные материалы. Самые статусные здания отделывались гранитом, мрамором

·        лепнина, барельефы, скульптуры также были распространены. Но их тематика изменилась. Вместо античных мотивов здания украшались фигурами трудящихся с орудиями сельскохозяйственного и промышленного производства, другой символикой советской эпохи.

Величественные и торжественные здания возводились, как целыми кварталами и ансамблями (особенно в столицах), так и отдельными строениями. Сталинский ампир – это стиль для государственных учреждений, Дворцов культуры, спортивных сооружений.

В это же время сформировался элитный жилой фонд, который всегда считался престижным. Да и сейчас нередко можно отметить элементы сталинского ампира при строительстве частных и общественных зданий.

Преимущества проживания в сталинке

У жилых домов, возведенных с 30-ых по 50-ые годы высокий запас прочности, они рассчитаны на 130 – 150 лет эксплуатации. Также немало нюансов, обеспечивающих комфорт проживания:

·        большой метраж комнат, коридора, кухни. Продуманная, удобная планировка

·        высокие потолки (не меньше 3 м) обеспечивают совсем другое качество жизни, легче дышится в просторном помещении

·        раздельный санузел, часто имеется кладовка, тамбур

·        толстые стены (до 1 м) обеспечивают идеальную звукоизоляцию.

Даже при входе в парадную чувствовалась особая атмосфера торжественности, комфорта, уважения к человеку.

Считается, что при Н.Хрущеве началось массовое жилищное строительство, а при Сталине квартиры получали избранные. Однако статистика развенчивает этот миф. С 1950 по 1956 годы число людей, получивших отдельное жилье, ежегодно увеличивалось на 10%. Только горожане вселялись в дома, построенные или начинавшие строиться в эпоху Сталина. Когда же стали сдаваться не слишком комфортные хрущевки, численность новоселов стала падать. И падение наблюдалось до 1964 года, когда сместили Н.Хрущева.

Артели – расцвет частного предпринимательства

Правление Н Хрущева часто называют спасением для СССР, даже термин придумали – оттепель. Только если присмотреться, то эксцентричный генсек нанес государству несколько смертельных ударов, отказался от строительства общества знания и созидания.

В 1956 году вышло постановление «О реорганизации промысловой кооперации», артельные предприятия передавались государству. Получается, Хрущев просто разгромил частные предприятия, которые были полезны стране и народу. Следствием стал дефицит продуктов и товаров народного потребления.

Это что же, при Сталине процветала частная собственность? В стране существовали тысячи артелей и кустарей – одиночек. Безусловно, были ограничения, в том числе, в ценовой политике. Но и серьезные льготы предоставлялись. Надо помнить, что еще сохранились традиции российского предпринимательства, было много талантливых в бизнесе людей.

Малое предпринимательство при грозном генсеке переживало подъем, являлись заметным сектором народного хозяйства. В войну даже оружие выпускали. Работали и небольшие сталинские артели, и крупные производства по металлообработке, выпускались даже первые телевизоры. Решались социальные проблемы. К примеру, в артелях работало немало инвалидов войны.

Уничтожение артелей стало не единственным, без преувеличения, преступным деянием Н.Хрущева. Прославленное освоение целины обернулось тем, что Казахстан сегодня – один из главных мировых поставщиков зерна, а в российском Нечерноземье царит запустение.

В отличие от последовательной и продуманной политики И.Сталина в области промышленности и сельского хозяйства начались метания: ликвидация МТС, денежная реформа, переход от отраслевого управления к территориальному. В общем, все было мелко, безграмотно, непродуманно – точно также, как ситуация с жилищным вопросом.

Появившиеся при М.Горбачеве кооперативы – жалкая пародия на сталинские артели. Горбачевские кооперативы – это больше не производство, а спекулятивная и финансовая деятельность.

Наверх
Введите ваш населенный пункт, или выберите из списка
Авторизоваться
Электроная почта*
Пароль*
* Обязательно для заполнения
Товар добавлен в корзину
Вы можете продолжить покупки или перейти в корзину для оформления заказа
Заказ оформлен
Ваш заказ оформлен скоро наш менеджер свяжется с вами
Заявка принята
Ваша заявка принята скоро наш менеджер свяжется с вами