Европейское чудо
Барокко (в переводе причудливый) – стиль в искусстве, интерьере, архитектуре Европы и Америки XVI – XVIII веков. В разных странах, в отдельные периоды времени имеет индивидуальные, специфические характеристики. Гармонично сочетается с другими художественными стилями, как прошлых, так и новых эпох: готикой, неоклассицизмом, рококо.
Стиль зародился в Италии, заметно влияние Возрождения. Появление Барокко связано, в том числе, с серьезными изменениями в политической и религиозной жизни Европы. Благодаря Великим географическим открытиям у людей расширилось представление о пространстве и времени.
Изменилось самосознание средневекового человека, появился дух чувственности, мятежности. Ритм жизни стал менее упорядоченным, приобрел черты динамичности, экспрессии.
Однако если в эпоху Ренессанса человек считался могущественным центром Вселенной, то позднее философы сравнивали его с «мыслящим тростником».
Эпоха выдвинула много гениев в разных сферах искусства, науки. Нередко наблюдалось явление, характерное еще для Ренессанса: появлялись люди, талантливые сразу в нескольких областях. Так, великий архитектор Д.Бернини (1598- 1680 гг.) известен также как художник, поэт, драматург.
Ну и религия, куда без нее. Эстетика и идеология католицизма приветствовала новые взгляды на искусство, обычную жизнь человека. Богатые монархи, аристократия, купцы, духовенство продвигали идеи набиравшего силу движения Контрреформации, не только через репрессии Инквизиции, другие инструменты влияние на общество, но через искусство. На эти цели выделялись огромные деньги, вот числе, на возведение храмов, монастырей.
На новом витке возвращались идеалы красоты Ренессанса, добавилась роскошь, величие новых техник. Особенно это заметно в архитектуре Испании, Италии, Франции. Да и за морем строились прелестные соборы, пример – храмы Мексиканского Барокко.
Роль католицизма настолько велика, что Барокко иногда называет стилем Контрреформации и сквозных иллюзий.
Историки нередко именуют XVI – XVIII века временем Европейского чуда, поскольку в эпоху Барокко континент стал самой сильной и богатой цивилизацией мира. В экономике произошли сразу несколько революций – аграрная, промышленная, транспортная.
Католическая церковь продвигала архитектуру Барокко
Архитектура Барокко царила в мире почти 200 лет. На таком длительном историческом отрезке многое менялось в концепции зодчества. Однако оставались неизменные характеристики – сложные, даже вычурные формы, обилие украшающих элементов, открытые пространства, часто использовалась контрастная цветовая гамма.
Каждая страна имела свои, отличительные черты в архитектурной стилистике. К примеру, в России были особенно популярны красные фасады с белоснежным декором.
Барокко пришло на смену Ренессансу. Но не стоит думать, что это был быстрый и резкий процесс. Переход занял достаточно много времени, период иногда называет Маньеризмом. В это время предлагалось варьирование композиционных и стилевых решений. Отмечалось стремление к необычному, поражающему воображение.
Барокко характеризуется узнаваемыми, пышными чертами – изогнутые очертания стен, разорванные фронтоны, пучки колонн, удвоение пилястр, ниши, арки. Деталей и украшающих элементов не то что много, а очень много: лепнина внутри и снаружи, скульптуры (часто позолоченные), сводчатые и расписные потолки, лестницы со сложной геометрией. В общем, сплошная эклектика, но нет диссонанса, складывается впечатление очаровательного великолепия.
Правда, иногда случалось переходить границы вкуса. Так, в Испании и на Юге Италии можно отметить такое буйство украшающих элементов, что за декором стены здания не рассмотреть.
Кажется, католицизм должен диктовать аскетизм, отказ от прекрасного. Но именно церковь на первоначальном этапе (особенно в Италии) стала главным проводником идей Барокко в архитектуре. Почему?
Дальновидные католики начали эмоционально обращаться к верующим через красоту грандиозных соборов. Они резко контрастировали со скромностью и строгостью протестантских церквей. В величественных католических храмах создавались изысканные и таинственные пространства, куда люди хотели прийти.
Роскошь, архитектура сложных планов, обилие скульптур и разнообразного декора позднее перешли в светскую жизнь. Часто возведением дворцов дело не заканчивалось, создавались целостные комплексы. Вместе с основным зданием строились вспомогательные (беседки, павильоны), разбивались очаровательные пейзажные парки.
В конце XVII – начале XVIII веков экономическая и политическая ситуация в Италии ухудшилось, многие архитекторы перебрались в Центральную, Северную Европу и Россию. Первое время они там возводили эффектные здания в стиле Барокко.
Однако местные мастера быстро учились. Так дворцово-парковый ансамбль Шёнбрунн в Вене построил австриец И.Эрлах.
Версальский дворцово-парковый комплекс тоже возводился местными архитекторами. Стиль Людовика XIV – это гармоничное сочетание барокко и классицизма. Стиль не случайно называют Большим, он оказал несомненное влияние на архитектуру и интерьер Европы, был самым модным на континенте.
Первое время своего правления Людовик XIV находился под влиянием Мазарини, ничего самостоятельно предпринимать не мог. После смерти кардинала монарх «развернулся». Король - Солнце, в руках которого сконцентрировалась абсолютная власть, начал возведение Версаля. Причем лично руководил строительством и обустройством резиденции. Дворец до Французской революции являлся резиденцией королей.
У Людовика XIV было много последователей и почитателей. Среди них – король Баварии Людвиг II. Один из самых знаменитых дворцов - загородная резиденция Херренкимзе. Возводилась в стиле необарокко, в подражание Версалю.
Ослепительная роскошь интерьера
Стиль Барокко в оформлении интерьера подходит исключительно для больших пространств. Причем залы – это обычно не квадраты эпохи Ренессанса, а овал, эллипс, другие сложные геометрические фигуры.
Иллюзии движения уделяется особое внимание, дизайнеры в этом достигли значительных успехов благодаря плавным изгибам стен помещений, зеркальным галереям. Особая тема - цветовое решение, игра света и тени. Кроме естественного освещения используются роскошные люстры, бра, торшеры.
Декор в стиле Барокко – это роскошь напоказ, почти театральная напыщенность. Основные черты интерьера:
· обилие лепнины повсюду - на стенах, потолке, дверях, мебели
· напольное покрытие изготовлено из мрамора, натурального камня, дорогих пород дерева
· стены отделаны дорогими тканями – бархат, шелк. Интересно, сколько же пыли на них собиралось? Часто на стенах и потолке можно было увидеть фрески
· использование в интерьере благородных цветов – золотой, серебристый, бронзовый, изумрудный, бордовый. Редко используется коричневый и синий. В гамме оттенков предпочтение отдавалось, как нескольким цветам, так монохромному варианту
· изобилие аксессуаров – зеркала, скульптуры, картины в роскошных, часто позолоченных рамах.
Вообще наблюдался интерес к «симпатичным мелочам». Это касается шкатулок, статуэток, подсвечников, изысканной посуды.
В эпоху Барокко в помещениях мебели было много. Она была помпезная, стильная – почти произведение искусства. Имела плавные формы, украшалась инкрустацией и резьбой. Диваны и кресла обтягивались шелком и бархатом. Огромные кровати изготавливались из дорогих пород дерева, нередко устанавливался балдахин.
Без текстиля Барокко представить невозможно, использовались исключительно дорогие ткани – бархат, атлас. Прежде всего, помещения украшались шторами, чаще – с ламбрекенами. Цвет выбирался в тон обивки мебели. Пол застилался шикарными коврами.
Расцвет национальной живописи
Художников эпохи Барокко особенно интересовал человек, его положение в обществе. В разных странах мастерами предпочитались определенные жанры и темы. Но есть общие мотивы – мифология, религиозные сюжеты, парадный портрет.
Ярким представителем Барокко в Италии стал гениальный Караваджо. Живописец имел скверный и неуживчивый характер, но даже при таком нраве влиятельные покровители его ценили, часто спасали. Художественная манера Караваджо отличалась резким противопоставлением света и тени. Мастер писал на религиозные темы, изображал сцены из повседневной жизни.
Драматические картины великого испанца Эль Греко передают тревожную атмосферу в стране, где свирепствовала Святая инквизиция. Темная цветовая гамма, неестественно вытянутые фигуры создают угнетенное настроение, ощущение безысходности. Даже любимый мастером Толедо – это не светлый, теплый город, а место, из которого хочется бежать.
А вот живописцы Франции отличаются чувственным, жизнеутверждающим взглядом на действительность. На картинах таких художников, как Н.Пуссен, А. Ватто изображены мифологические сюжеты, игривые сценки, используются яркие краски.
Особая тема в живописи Барокко - творчество голландских мастеров. Они очень разные, начиная с И. Босха, жившего в эпоху раннего Барокко. Людям с неустойчивой психикой на его жутковатые работы лучше не смотреть.
А.Ван Дейк, Рембрандт, Я.Йорданс, Я.Вермеер, П.Брейгель и другие представителя голландской школы писали жанровые сценки, портреты, натюрморты. В их работах эмоциональность, жизнеутверждающее начало тесно переплетено с излишним натурализмом.
Отдельно стоит великолепная живопись П.Рубенса. На его картины можно смотреть бесконечно, настолько они совершенные, радостные, жизнеутверждающие. Надлома и печали в них точно нет. Возможно потому, что жизнь художника сложилась весьма благополучно.
Екатерининский дворец
Как и в других странах Европы, в России на первоначальном этапе лучшими архитекторами были итальянцы. Среди них – великолепный Ф. Растрелли. Последний всплеск интереса к стилю Барокко совпал со временем правления Елизаветы.
Среди архитектурных шедевров Растрелли – Екатерининский дворец в Царском Селе. Поражает гармония фасада, с обилием элементов декора – колонны, барельефы, лепнина, картуши. Цветовое решение – белые и синие оттенки, позолота. Расположенные в нишах окна создают игру светотени. Что удивительно – огромный дворец не давит своим величием, воспринимается, как изящный, легкий, почти воздушный. Это одно из основных отличий резиденции русских императоров от признанных архитектурных шедевров Европы – дворцов Версаля, Шёнбрунн и других. Ведь европейские дворцы кажутся не только прекрасными, но и массивными, отстраненными от человека, холодными.
Только увидев Екатерининский дворец сверху, понимаешь насколько он масштабный. Русских мотивов в архитектуре немало, в том числе, церковь Воскресения Христова. Она идеально вписывается в общую композицию.
Внутреннее убранство залов, анфилад, уютных личных покоев вполне соответствует стилистике Барокко. Но что удивительно – нет впечатления излишеств, напыщенной пестроты. Это не просто роскошь, а символ величия России. Есть еще один важный нюанс – атмосферность. Величие идеально сочетается с теплотой, уютом.
Особенно прекрасен Большой зал (другое название - Светлая галерея). Поражает не только пышный, дорогой декор, но иллюзия безграничного пространства. Среди залов несомненная жемчужина – воссозданная Янтарная комната.
Даже не верится, что после Великой Отечественной войны здесь оставались одни руины. Поэтому признательность следует выразить не только великим архитекторам прошлого, но и сотням реставраторов.