Стиль арт-деко в интерьере
Знаменитые «родители» главного литературного афериста Остапа Бендера Ильф и Петров были убеждены, что арт-деко – стиль, в котором очень много богатства и чрезвычайно мало настоящего искусства. Такой вывод был сделан после путешествия в первом классе лайнера «Нормандия» в 30-хх годах прошлого века. Судно стало символом ар-деко XX столетия, вызвало восторг у ценителей роскоши, вычурности, помпезности. Французы всегда умели удивлять хорошим вкусом и особенным видением эстетики, поэтому нет ничего странного, что стилистическая концепция рождена именно во Франции. Расскажем подробнее, о появлении art-deco и его значении сегодня.
Арт-деко – торжество роскоши в высшем обществе
Европа тяжело переживала последствия Первой Мировой Войны. Многочисленные богатые дома были разрушены, предприятия разорены. Представители могущественных и состоятельных фамилий эмигрировали в США, прихватив свои капиталы. В свете печальных событий светскому обществу, как глоток свежего воздуха, было необходимо масштабное мероприятие, которое могло доказать, что не все потеряно.
Именно таким прорывом стала Международная выставка в Париже, проведенная в 1925 году. Она всколыхнула не только Францию, но и другие страны мира, где устали от серости, бедности, обыденности. Событие стало культовым для мировой общественности. Творческие идеи на выставке смогли продемонстрировать ювелиры, дизайнеры, модельеры, скульпторы и прочие представители культурного бомонда. Особое внимание было уделено предметам роскоши, которые с огромным удовольствием достали из тайников или успели подготовить на уцелевших после военных действий и экономического кризиса производствах.
На выставке было запрещено демонстрировать устаревшие реминисценции. Участники должны были предоставить экспонаты в современном виде. Павильоны заняли отдельные регионы страны, промышленные компании, мастерские, магазины. В зданиях, которые были выстроены в простейших геометрических формах и с интересными декоративными деталями у входной группы и на окнах, можно было увидеть предметы мебели и декоративные изделия для украшения интерьера. Они представляли собой поэтизацию прогресса. До сих пор существует множество дискуссий, в которых яро обсуждают таланты представителей творческой богемы Франции, сумевших сочетать строгие архитектурные формы и элементами ремесленного труда, передовые технические разработки с цивилизациями майя и ацтеков, простоту графичности и любовь к золоту, пришедшую с Древнего Египта и Османской империи.
Публика ликовала. Предметы массового промышленного производства раздражали представителей элиты. Их не желали видеть в домах состоятельных особ, считали признаком плохого вкуса и бедности. Арт-деко сразу признали отображением французского декоративного искусства для высшего общества. Было невозможно представить, что стиль станет доступен среднему классу, работягам и беднякам. Его назвали усовершенствованным преображением ар-нуво и стали внедрять во всех сферах жизни: от производства одежды и ювелирных украшений до оформления домашних интерьеров и круизных кораблей.
Путешествия в стиле ар-деко: лайнер «Нормандия»
Роскошный образ жизни элита предпочитала вести в любом месте и в любое время. Ар-деко только поощрял это стремление. Неудивительно, что синергию инновационных технологий, современной архитектуры и отказа от традиций минувших дней воплотили в дизайне трансатлантических лайнеров. Из классического вида транспорта тех времен они превратились в совершенно уникальные объекты. Яркий образец изменений – лайнер «Нормандия», который стал эталонным для послевоенной эпохи. Один из наиболее значимых архитекторов XX века Ле Корбюзье назвал его символом освобождения человечества от поклонения перед безвозвратно ушедшим прошлым.
«Нормандия» действительно впечатляла. Ее оформлением занималась команда ведущих архитекторов, дизайнеров, художников, скульпторов. В интерьерах кают и помещений общего пользования претворены в жизнь идеи ювелира Рене Лалика, смелого Эмиля-Жака Рюльмана, Альфреда Огюста и многих других деятелей культуры. Лайнер был больше любого существовавшего на тот момент во Франции многоквартирного дома. Стремительное быстроходное судно становилось отдельным городом на время путешествия. Его жители могли не только спать и прогуливаться по палубе, но и вести привычный светский образ жизни. Здесь были организованы ресторан, казино, зимний сад с экзотическими растениями и птицами, часовня, детская комната, застекленная терраса для танцев площадью в 300 м². В бассейне стены украшали уникальные фрески, которые со временем стали изучать во многих художественных школах.
О ресторане «Нормандии» стоит упомянуть отдельно. Он занимал пространство в 3 межпалубных этажа. Для освещения дизайнеры продумали светящиеся колонны – нонсенс для того времени. Всего в зале их было 50 – 38 по периметру у стен и 12 в центральной части. Для оформления выбрали золотые барельефы, изображающие топографические особенности одноименного региона Франции. На фоне красного мрамора они смотрелись помпезно, броско, кричаще и даже вульгарно – в полном соответствии с характером ар-деко.
«Франция на плаву» – такое прозвище получил лайнер от журнала Vogue в Нью-Йорке. Первый рейс «Нормандия» совершила в 1935 году, кардинально изменив представления о путешествиях на кораблях. Да и о комфорте путешествий в целом. Однако не этот лайнер был первым, где использовались уникальные приемы декоративного искусства.
Блондинки предпочитают арт-деко
Казалось бы, какая связь может быть между голливудской звездой Мерилин Монро и art-deco? Норма Джин Мортенсон, более известная под звучным псевдонимом, с легкостью стала бы амбассадором стиля ар-деко. Богатые бизнесмены и политики также считали ее роскошным дополнением к интерьеру, как и хрустальный светильник или бархатный диван. Ее украшали бриллиантами и дорогими мехами, мечтали о внимании белокурого ангела и восхищались ее женственностью.
Мерилин Монро идеально исполнила роль устремившейся в высшее общество эстрадной певицы Лорелей в легендарной картине «Джентльмены предпочитают блондинок». Ее образ гармонично вписался в воссозданные декораторами интерьеры лайнера «Иль де Франс», ставшего первым пассажирским судом для богатых и знаменитых. На оригинальном лайнере было всего 8 кают, которые походили на просторные квартиры из нескольких комнат, с личной столовой и гостиной. С него и началась популяризация помпезного великолепия в оформлении трансатлантических гигантов судостроения.
Фильм вышел в 1953 году, однако произведение американской писательницы Аниты Лус было создано в 1925 году – в момент расцвета арт-деко. Неудивительно, что истории об охотнице за золотом и бриллиантами нужен был соответствующий антураж. Оформление интерьеров восхищающего и недоступного лайнера «Иль де Франс» подходило как нельзя лучше.
Убийство бедности в «Восточном экспрессе»
После Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes ар-деко стал культовым для 30-40хх годов прошлого столетия. Создавались уникальные проекты, где был отображен характер стиля и стремление его поклонников к демонстрации успешности, богатства, высокого статуса. Внимание не обделили и наземный транспорт.
В Европе «Восточный экспресс» появился еще в 1883 году. Его маршрут пролегал между Францией и Турцией – дорога из Парижа в Стамбул занимала 67 часов.
Поезд класса люкс был доступен только богатым и знаменитым. Его называли «Гранд-отель на колесах». Роскошные купе со шторами из генуэзского бархата и хрустальными люстрами занимали политические деятели, звезды кино и эстрады, предприниматели и представители аристократической знати. Здесь кипела светская жизнь, и ей была необходима соответствующая обертка.
Вагоны поезда не предусматривают нумерации. Купе тоже. На двери можно увидеть именную табличку с данными пассажира. Это всегда льстило знатным и публичным личностям. Двери из массива, мебель из натурального дерева, обтяжка стен кожей или элитным бархатом, зеркальные потолки – на оформление интерьера тратили баснословные суммы. У каждого купе была отдельная ванная комната с сантехникой. В вагон-ресторан, где на стенах красовались акварели Делакруа, нельзя было прийти в дорожном костюме. Во времена Агаты Кристи существовал строгий дресс-код для мужчин и женщин.
Культовый поезд всегда был реальным воплощением гламура и шика. Роскошь, граничащая с излишествами, заставляла пассажиров чувствовать свое превосходство над рабочим классом. Их образ жизни во время путешествия практически ничем не отличался от будничных занятий. В поезде можно было развлекаться, танцевать, устраивать совещания и вечеринки, подписывать важные документы в залах с позолоченным и бронзовым декором, посетить библиотеку.
Со временем название «восточный экспресс» стало нарицательным. В эту категорию входили все европейские поезда премиального сегмента. На оформление интерьера в роскошном и аутентичном арт-деко совершенно не скупились. История легендарного поезда неразрывно связана с торжеством великолепия, богатства, респектабельности высшего общества. Неудивительно, что его упоминают в многочисленных литературных произведениях, а дизайнерские приемы используют для построения декораций для кинофильмов в стиле 30-40хх годов.
Характер ар-деко: шик, доступный не всем
Стилистическая концепция art-deco была на пике популярности между Первой и Второй мировыми войнами. С конца 40х и до 80х годов XX века она утратила былую славу. Быть богатым на фоне всемирной разрухи, нищеты и депрессии стало постыдным. Демонстрация финансовой состоятельности расценивалась негативно. Шикарные и баснословно дорогие интерьерные украшения стали кичем.
После 1980 концепция обрела новую жизнь. Сегодня арт-деко – геометрически правильный, продуманный, изобильный. Он многогранен в прямом и переносном смысле: в интерьерах встречаются пропорциональные ступенчатые конструкции, окружности, зигзаги. Много внимания уделено этническим мотивам разнородных культур. База – приглушенные тона, натуральные материалы, дорогой текстиль. Декор – эксклюзивный, создающий богатую обстановку, впечатляющий сочетанием игривости и монументальности. Редкие породы дерева, телячья кожа, меха зебры или пони, кованые металлы, натуральные полированные камни, инкрустация, слоновая кость – все это используется в интересных комбинациях. Ар-деко не может оставить равнодушным. Он вызывает желание узнать о нем больше и влюбляет в себя моментально и навсегда!